Почему я больше не вернусь на «взрослые» камеры

С некоторым сожалением признаю, что больше никогда не перейду на «взрослые» камеры. Не потому, что дорого и глупо, а потому, что не вижу в них никакого смысла в моем текущем фото-творчестве. Но мне искренне нравятся камеры, и чем они сложнее, тем больше хочется брать их в руки. Щелкать, нажимать, крутить крутелочки туда-сюда и постоянно восхищаться идеями инженеров. Для меня эти коробочки с объективами кажутся уже не инструментом для фотосъемки, а произведения промышленного дизайна, вещь в себе, так сказать.

Попытаюсь тезисно и по делу сформулировать, почему я отказался от камеры в пользу смартфона, и почему не вернусь к ним больше никогда. Поехали!

Взял поснимать Fujifim X-T30 & 18-55мм, но быстро разочаровался

Началось все с того, что после длительного перерыва опять захотелось пощелкать на камеру. Надоела простота и скорость съемки моего Google Pixel 4. Наверное, не хватало всех этих крутилок, кнопочек и переключения ISO колесиком. Поэтому специально взял на несколько дней Fujifim X-T30 (в нем олдскульных колесиков  управления в избытке) с китовым объективом FUJINON XF18-55 мм F2.8-4 со встроенной стабилизацией. В целом, крутой сетап для фотолюбителей, на какое-то продолжительное время его точно хватит с головой.

Взял поснимать Fujifim X-T30 & 18-55мм, но быстро разочаровался

Но мне такой набор показался не то чтобы избыточным, а скорее сковывающим. Как будто все это множество настроек отвлекает от чего то по-настоящему важного. Фотография для меня оказалась лишь средством, орудием для поиска композиций, попыткой словить ощущение момента, некой атмосферы места и времени. Техническое качество, безусловно, важный фактор, но уже давно не первый в списке моих предпочтений.

Оказалось, что мне не нужны все эти сложности с настройками. Особенно это касается фокуса – складывается ощущение, что ему в современных беззеркалках уделено какое-то уже совсем избыточное внимание. Хотел получить свободу выбора, а получил нагромождение функций, которые в съемке должны работать по умолчанию и не отвлекать. За деревьями не видно леса, а хочется легкости и удобства. К примеру, как это реализовано в ручных режимах камерах Huawei или Samsung. Да, иногда хочется покрутить колесико диафрагмы, но зачастую это вообще не то, о чем должен думать фотограф при съемке.

Почему я никогда больше не вернусь на "взрослые" камеры

Короче, поигрался с Fujifim X-T30, сделал несколько пристрелочных кадров, помучался с колесиками и автофокусом. Потом повесил на шею и оставшеюся часть прогулки снимал на Pixel 4. Вот настолько мне стало плевать на все это фото- техно- дрочерство. Хочу просто и быстро делать фоточки, без заморочек.

При этом я прекрасно понимаю всю прелесть Fujifim X-T30 и вообще больших камер с кучей настроек. Для проектной работы, где все нужно держать под контролем, важно получать предсказуемый результат при каждом следующем нажатии затвора. К примеру, если бы я снимал предметную фотографию, то никаких вопросов не было бы, но я снимаю стрит и тревел для своего инстаграма, где вопрос технического качества не стоит в принципе. Да даже для моего блога качество, что дают смартфоны, кажется более чем достаточным.

Google Pixel 4 выдает джипеги лучше, чем Fuji X-T30

И самое смешное, что большинство технических преимуществ Fuji X-T30 меркнет, если вы снимаете строго в джипег, как это делаю я и всем категорически рекомендую. Разумеется, я слегка утрирую, когда пишу, что JPG из Pixel 4 получаются лучше, чем у Fuji X-T30. У Фуджи больше цветов и богатые полутона в тенях, шумы на фоне Pixel 4 кажутся незаметными.

Но как только мы начинаем смотреть на динамический диапазон, скорость съемки и работу автофокуса, то все переворачивается с ног на голову. Fujifim X-T30, кажется, вовсе не умеет создавать картинку, про которую говорят «Вау, вот это HDR, вот это динамический диапазон!». Небо в солнечную погоду вечно выбито до состояния белизны, в тенях поселилась непроглядная тьма. Кажется, будто это не джипеги серьезной камеры, а какого-то среднебюджетного смартфона 2018 года за 300 долларов.

Google Pixel 4 выдает джипеги лучше, чем Fuji X-T30

При этом, если надо, Pixel 4 может снять точно так же — контрастно и без деталей в тенях. Надо лишь потянуть один из ползунков экспокоррекции в нужную сторону. А вот Фуджи совсем не умеет в HDR, снять всю сцену одним кадром в джипег равномерно он не сможет. Нужно лезть в RAW + снимать несколько кадров с разной экспозицией с последующим стекингом в редакторе.

В ночной съемке все еще хуже. Если снимаешь ночью на Fuji X-T30 в авто, то ничего, кроме фирменного шума под пленочное зерно, не жди. Да, можно поставить камеру на штатив или парапет, выбрать ручной режим и снять очень приличный кадр на длинной выдержке, даже в .jpg. Но при таком сценарии теряется хоть какая-то мобильность, снимать так постоянно, каждый день, я бы точно не смог.

Вычислительная фотография убивает большие камеры

Так почему же Pixel 4 снимает так замечательно и сразу же отдает готовый результат в джипег без каких-либо манипуляций со стороны пользователя? Все дело в вычислительной фотографии.

Вычислительная фотография — набор методов компьютерной визуализации, улучшающих или расширяющих возможности цифровой фотографии, при использовании которых получается обычная фотография, которая не могла технически быть снята на данную камеру традиционным способом.

В основе работы камеры Google Pixel 4 лежит фирменный HDR+, который работает по умолчанию и таким образом обрабатывает все снимки. В HDR+ входят методы сложного стеккинга (стекинг по цвету, экспозиции, выдержке, шуму и т.д.) и Pixel Shifting. Последний позволяет кроме всего прочего сделать цифровой зум почти таким же качественным как оптический, с некоторыми оговорками.

Вычислительная фотография убивает большие камеры

Еще в камере Pixel 4 (а также последних iPhone, Huawei и Samsung) есть нейронные сети, которые помогают вычислять правильный баланс белого в любых сценах. Их буквально натаскали на тысячах фотографий, чтобы камера понимала, к примеру, что снимая заснеженные горы в облачную погоду не нужно делать снег синим, а именно белым и слегка теплым.

Вычислительная фотография убивает большие камеры
Night Shot — яркий пример того, как работает вычислительная фотография в Google камере

Все эти программные навороты достигаются с помощью поистине огромной вычислительной мощности современных смартфонов и матриц с электронным затвором. И пусть матрицы даже в флагманских смартфонах еще не сравнялись по площади с продвинутыми компактами (Sony RX100 использует сенсор на 1 дюйм, а топовые Huawei, Samsung в полтора раза меньше), но зато процессоры, которые ими управляют, ушли далеко вперед. Те чипы, что ставят в беззеркалки Sony и Fuji за много-много денег даже близко не сравнятся с годовалым Snapdragon 855 и чипом Neural Core в Google Pixel 4. А к этому добавим еще лучший на планете софт по части алгоритмов съемки и получим результат, которого большим камерам никогда не достичь.

Поэтому продажи премиальных смартфонов продолжают расти, а продажи камер падают стремительным домкратом вниз уже несколько лет. Через 3-4 года на рынке останутся только профессиональные девайсы за 3к$ и выше. Для людей, которые снимают строго коммерческую, рекламную фотографию. Сегмент полупрофессиональных камер уровня Fuji X-T30 незаметно исчезнет.

Дополнительное чтение: вычислительная фотография by Вастрик (наверное, лучший лонгрид про нейронные сети, стекинг, HDR и прочие прелести вычислительной фотографии. Чел собрал в одном посте буквально все приемы и фичи, которые используют в этой области).

***

И это я еще не упомянул о главном минусе большой камеры в 2021 году. Фотки с нее нужно переносить на телефон, ведь кроме Инстаграма и Дзена их сейчас и показывать негде. Ну разве, что в Альбомах моего блога.

Вот и получается, что купи за много деняк тушку + объектив (потом еще парочку), крути крутелки и читай мануалы по настройками камер, снимай, держа в уме все технические нюансы наизусть. Еще не забудь обновить прошивку в объективе, чекнув на сайте производителя новое ПО для камеры. Потом скидывай сырые RAW в Lightroom и сиди часами, редактируй всю эту прелесть за бесплатно после работы. Удовольствие с большой буквы. Мне кажется, сейчас только совсем уж хардкорные энтузиасты готовы на такие забавы.

Во многом поэтому и перешел на телефоны— проще, удобнее и в разы быстрее. Результат на выходе почти такой же — атмосферные карточки в инстаграме. Что еще надо, если фотографировать ваше хобби, а не работа?